Шовинизм - явление странного характера. Все знают, что все им
наслаждаются, но никто не хочет этого признать. Редко кто признает за
собой этот повсеместно, пандемически распространенный взгляд на
межполовые отношения. Все прочие же отмалчиваются, отделываются общими
фразами и туманными рассуждениями об исторически сложившейся роли и
бла-бла-бла.
Короче, господа, просто признаемся, что все мы в той или иной мере
шовинисты. Слышу голос с галерки – «Я не такой!». Ну что же, уважаемый,
просто вы латентный шовинист. Мы же, обыкновенные мужики, насквозь
пропитаны чувством собственной значимости, крутости, и вообще
фонтанируем ядреным сексизмом. Так что имейте в себе смелость встать,
расправить косой аршин и, сняв темные очки, зычным баритоном сказать: «Я
махровый шовинист!».
3D Realms (вкупе с остальными мачо-компаниями) так и сделала. А для этого, согласитесь, нужны…
Закаленные тестикулы
Шутки в сторону, вот она, близится, эта псина с пятью лапами!
Пока Дюк себе спокойно поживал, жевал и жмякал, не сходя с трона, они
вернулись. Свиньи инопланетные. Во всех смыслах свиньи. Хвост крючком,
уши лопушками, глазки пуговками зыркают злобно – и пушки недобрые в
копытах подрагивают нервно. Вроде как на переговоры явились, мир вам,
свинский слон лучший друг земного слона. Физиология, опять же, схожая,
так что обмен может происходить не только на культурном уровне, но и на
органическом. А что до пушек… Не обращайте внимания. Это наследственный
дефект, мы с ними срослись душевно. Давайте лучше поговорим за
примирение, мы тут сильно пиететом прониклись после прошлого фиаско,
хотим вот наладить обмен жвачкой и презервативами. Лепота и братание в
войсках, одним словом.
И кто в это поверит? Ха! Три раза. Пафосно и саркастично. Ну, так любой
нормальный шовинист отреагирует, не то что местный президент, вопящий
про права свиней и про то, что homo homini porcina est. Пацифистский
бред, сразу ясно. Особенно после того, как эти вот мохнолицые начали
воровать наших женщин! Мало что воровать, но и копулировать их!
Мы убивали и за меньшее, но тут… Даже сразу не приходит на ум адекватная
кара. Хотя – какая разница? Убить тех, кто сопротивляется, а для
пленных, не оглядываясь на всякие конвенции, приготовим сковороду по
размеру. Но и это неважно. ОНИ ЗАБРАЛИ НАШИХ ЖЕНЩИН!!!
…вот и все. Весь сюжет. Больше его нету. И, в общем-то, не будет. Простите за жестокий спойлер.
Жестоко, брутально, по-мужски нам заявляют – тут не место сантиментам.
Стройное повествование? История? Бросьте эту чушь! Нас интересует только
мочилово, рубилово и долбилово! И – ах, да! – девочки. Хотя они где-то
недалеко от долбилова, nicht wahr? Доминировать, извергать
тестостерон и… другие жидкости, от плеча раззудевшегося валить всех, кто
попадется, без жалости, компромиссов, но с прибаутками, шутками на
грани и за гранью фола, с задором и молодецким «уханьем».
Вы же помните, зачем мы сюда пришли? Верно, жвачку жевать и афедроны пинать. Только жвачка, она того…
Жвачка несвежая
А раз так, ничего другого и не остается – будем пинать. А также валить,
кромсать, свежевать, рвать на части, давить и расстреливать. Решительно и
бездумно. Ситуация располагает, знаете ли. Потому что враги тупы, даром
что свиньи. Совсем у них голова худая. Максимум, что они умеют – это
появляться откуда-то по отмашке сработавшего триггера, бежать на Дюка и
стрелять. Иногда, поддавшись панике или желанию правой ноги, попытаться
укрыться. Но это редко, так редко, что можно даже и в расчет не
принимать такое трусливое свинство. Как правило, бешеный бекон на ножках
будет оголтело рваться в ближний бой, застревая в стенах, упираясь в
угол или ящик. Такое поведение заставляет пустить слезу умиления от
накатившей внезапно ностальгии, и, перед нажатием курка, губы сами по
себе мечтательно прошепчут: «Как в старые добрые».
Действительно. Совсем как тогда, когда трава зеленее, интернет молодой и
«пентюмы» без пафосных таких маркировок типа «II» или «III». Куда ни
сунь нос – отовсюду веет сладким запахом нафталина.
Вот взять арсенал. Ба, знакомые все лица! Пистолет-магнум, бессменный
дробовик, трехствольный автомат, ракетница, замораживающая пушка, пушка
уменьшающая (ох, как смачно хрустят кости врага под стопой белокурой
бестии!), мины фотосенсорные, гранаты с радиодетонацией. Мало? Да, мало.
Поэтому, особо не стесняясь, на оружейных полках красуются заезжие из
других игр гости. Проследить их этимологию нетрудно, достаточно
посмотреть на них в действии. Инопланетный автоматик, плюющийся
ярко-голубыми сгустками энергии по три за раз, кассетная ракетница, и
даже рэйлган, для разнообразия – с убогим снайперским прицелом. Помните,
как в одном замечательном мультике, если слегка переиначить: «берешь у
народа – берешь у себя, а так как искусство принадлежит людям, берите у
них и несите в массы. Кто-то скажет – плагиат, но нет, это следование
традиции». Хорошее оправдание, в принципе. А еще можно, восторженно
выкатив глаза, с придыханием констатировать: «Это же олдскул!». Ведь
даже, кажется, пушки и звучат так же, как тогда, в мохнатые и смутные…
То есть тогда они грохотали, но сейчас это вовсе не солидный разговор
смертельного огнестрела, а так… Мышки пукают.
Ну что же, привет, олдскул, безжалостно отметающий инновации и прикрывающий бедность выдумки! Ты тут везде.
В бестиарии. Толпы свиней, различающихся лишь вооружением. Всякая
мелочь, вроде крыс и паучков. Во всех смыслах мясо, которого должно быть
много, чтобы забить локации, не давать скучать. Тут же и левитирующие
яйцеобразные Октабрейны с ворохом щупальцев. Не раз показывают личико
огромные жирные массы на железной летающей платформе с лезвиями –
Командиры. И так далее, и тому подобное. И разумеется, боссы. Они ничуть
не страшны и ничуть не сложны, однако… Оставляют приятные впечатления.
Монструозны, зрелищны, способны развлечь. Иногда даже заставляют
подумать, найти способ завалить себя – с обязательным изощренным
«фаталити» по финалу. И отработка боксерского мастерства на мошонке,
либо напоказ оттопыренный средний палец – не самый еще забавный его
вариант.
В локациях и их дизайне. Впервые за долгое время в коридорном шутере
можно не понять, куда дальше. То есть буквально – вполне реально
нарезать пяток и больше кругов в какой-нибудь полуразрушенной зале, ища
выход. Да, это старая школа, раньше так и делали – три хиппующих
студента на ЛСД клепали мир своих фантазий, не всегда понятный далекому
от расширяющих сознание препаратов игроку. Мы же профессионалы,
приговаривал в подобных случаях Рауль Дюк. Да, когда-то воспринималось
подобное хорошо, даже замечательно. В первую очередь потому, что не с
чем было сравнивать. Теперь есть. К сожалению, для 3D Realms.
Стоит также сокрушенно и печально покивать головой в сторону очень
избирательной физики с разрушаемостью. Они то есть, то их нет совсем.
Причем там, где они есть, никакого впечатления эти жалкие подобия
законов физики не производят.
В мини-играх, развлекушках и разнообразных фенечках
чтоб-геймплей-был-поразнообразнее. Всякие там пинболлы, настольные
хоккеи и быстрее кнопку, еще быстрее! – это нормально. Даже забавно и
действительно расслабляет. Довольно длительные и не напрягающие, даже
приятные в чем-то покатушки на здоровенном и не в меру жадном до бензина
мускул-каре – хорошо, неплохо. Поломать заборы, переехать немного
свинок, домики на досочки разметать.
Но прием с уменьшением… Это, пожалуй, чуть-чуть перебор. Почему? Дело в
том, что иногда Дюк попадает в поле стягивающих частиц, отчего
уменьшается. И начинается долгая аркадная мышиная возня в стиле Лары
Крофт. Акробатические этюды на раскаленной кухонной плите, бесконечные
прыжки по книжным полкам, исследования всех щелей и, между делом,
отстрел не в меру агрессивных крыс. Неверный шаг – смерть. А с тутошней
системой чекпоинтов особо не разгуляешься, начинай заново.
Особняком стоит уровень про… сон? Фантазию? Флэшбек Дюка? Непонятно, но
примечательно. Симптоматично. На одном из уровней не нужно, да и нельзя
стрелять. Но требуется найти пачку попкорна, вибратор и пяток
презервативов по просьбе одной весьма горячей стриптизерши, которая
обещает все это богатство пустить в ход. Само собой, при помощи Дюка.
Делать нечего, носимся по стрип-клубу, обшариваем все подряд закутки,
отбиваясь от настойчивых предложений каждой встречной-поперечной дамы
возлечь с ней. Стоит отметить, что это нормально – Дюка хотят все. Это
приятно, самомнение растет, но… Но уровень загадочный. Ларс фон Триер
был бы доволен.
Олдскул и в картинке. Unreal Engine 2.5, говорите? Окей, это забавно. Однако вспоминаются речи кого-то из Epic Games
о том, что этот игровой движитель будет актуален аж до 2010-го года!
Смотрим на календарь, много думаем. Потом внимательно вглядываемся в
кривые текстуры предметов обстановки, дерганную анимацию врагов, в
глянец на шелковых грудях стриптизерш, таких манящих и даже на вид
упругих, теплых, свежих… Да, девочки удались! Это точно. Все прочее –
никак не 2010-й. Семь-восемь, не больше. Зато опять старина, опять ее
душок.
В целом. Как ни странно, при всех вышеперечисленных минусах, сингл
играется легко. Быстро. Только, казалось, уже готов был тянуться к
анинсталлу, ан вот – уже смена локации, смена темпа – и уже охота бежать
дальше, прыгать, искать, плутать, убивать и ездить. Разнюнившись, само
собой, от ностальгии и воспоминаний о прошедшей юности.
Поиграй со мной, детка!
Но если сюжетная кампания живет в другом временном промежутке, то
мультиплеер – в параллельной вселенной. Все здесь по-другому – как в
гадкое похмельное утро. С одной разницей – ни трение глаз, ни кофе, ни
холодный душ в умывальнике от этого не избавляют. По всей видимости, в Gearbox
даже не стали его перекрашивать, рисовать какие-то там новые текстуры
высокого разрешения и так далее. Однако на всякий случай залили все
густым мыльцем, чтоб даже снайпер засомневался в собственном зрении.
Лучше бы они ничего не делали. То есть вообще ничего. Сели на попку,
открыли пивко, а игру выпустили так. А еще лучше – вырезали бы
мультиплеер к черту, да отправили лишних программеров на сингл. Пользы
было бы больше. Но они так не поступили. Жаль. Ведь на некоторые карты
смотреть просто физически больно: карта Голливуд, отсылающая к Duke Nukem 3D, выглядит чуть ли не хуже, чем в самой Duke Nukem 3D.
Хотя сам по себе мультиплеер играбельный. Дезматчи, командные матчи,
захват точки и захват близняшки-лесбиянки вместо флага – все старомодно и
бодро. Даже забавно – когда неумолкающая блондинка, вися на плече,
внезапно закрывает рукой обзор. Делать нечего – надо отшлепать сучку!
Хлопок, хи-хи – побежал дальше, убивать чужих Дюков.
А Дюки-то разные! В шлемах викингов, шлемах-тыквах, в масках
заключенных, в хипстерских очках, нормальных очках, солнцезащитных и с
жалюзи. В розовых, красных, желтых футболках. Поиграть с барби можно в
отдельном разделе-раздевалке. И – вы не поверите – какие там цены! Нет,
не в долларах. Даже не в евро. А – о боже! – в игровых достижениях.
Пижонские аксессуары выдаются за простые, обычные, бесплатные достижения
вроде «убей 75 врагов с помощью мины». Фи, как не актуально. Нагло. Нет
чтобы сделать, как Valve, за реальные 5 долларов – то есть
идеально. За достижения даже титулы можно приобрести. «Мистер
Пойдем-выйдем», «Мистер Бешеный бык» и тому подобные.
Но гардероб – это не все имущество сетевого Дюка. У него есть целые
апартаменты с похотливыми самками, грудой не распакованных игрушек для
тщеславия и шикарной фреской Микеланджело из Сикстинской капеллы, где
Дюк изображен на месте Адама. Закрытые ящики расставлены по пустым,
серым помещениям, прочий декор вроде карт укрыт тряпками. Но по мере
прокачки героя комнаты преображаются. С каждым новым уровнем открывается
какой-нибудь предмет роскоши. Или новая «телочка», на которую можно
«пялиться», пока она поглаживает грудь и щебечет о любви к яйцам. На
стенах появляются портреты Дюка и чучела врагов. Рядом – картонные
стенд-борды с Дюком и монументальная скульптура «Дюк, держащий на своих
плечах весь мир». А в паре шагов располагается бронзовая статуя голой
девочки.
Но вряд ли изящно торчащие ее соски стоят многих часов игры в
мультиплеер. Часов очень странных. Задорно-кошмарных. Грустно-бодрых.
Как похмельное утро.
Варруювоннакиллми?!
Отдельно про локализацию. Мы, конечно, в курсе, что русская озвучка и
отсутствие озвучки оригинальной – требование западного издателя. Но то,
что слышат игроки в локализованной версии, порой беспрецедентно.
Озвучивающие актеры переигрывают, не попадают в интонацию, не говоря уже
о том, что зачастую они просто ужасно подобраны.
Но крепче всех досталось главному герою. Лишенный харизмы, он часто
несет полную чушь голосом добряка Шрека. Того самого, зеленого. В
русской своей ипостаси, вышедшей на экраны и DVD. Но мало того, чушь эта
часто не имеет ничего общего с оригинальным текстом, чушь эта убивает и
без того не самые лучшие шутки. Девушка, упакованная в инопланетную
слизь, совсем как в фильме про Чужого спрашивает Дюка, как она выглядит.
В оригинале – игра слов. Дюк логично, многозначительно и чистосердечно
отвечает – «Looks like you fucked». Перевод же таков: «Тебе п**дец». Без
комментариев.
Уже не говоря о том, что все маты старательно запикиваются. Мы, конечно,
понимаем (прим. – и гордимся) тем, что русский язык богат на маты. Но
если у игры рейтинг «После 18 лет», то зачем такие меры?
Король умер…
Если бы DNF вышла в срок, мир сейчас был бы другим. Мы бы
по-прежнему носили очки и красились в блондинов. Дюк так долго бежал на
свет в конце туннеля, что потерялся во времени. И теперь единственная
его компания – такие же потерянные. Хотя бы в душе. Теперь он – не
толстая пародия на героев боевиков, а Стеб Для Понимающих. В том виде, в
котором он предстал спустя эти годы, он – герой из прошлого.
Человек-ностальгия.
И самое худшее в том, что он не настолько плох, как о нем говорят. Кто
говорит? Да вот мы хотя бы. То есть это вроде как мы, но на самом деле –
нет. Это воет наша тоска по несбывшейся мечте, хрустит под каблуком
голосок разбившихся надежд, звенит как камертон чистая нота обманутых
ожиданий… А впрочем, почему несбывшейся, зачем разбившихся, как
обманутых? Дюк тот же, это мы стали другими. Мир изменился. Да
здравствует король, который долго, до боли долго шел к нам, чтобы
напомнить о том, что мы так давно забыли. Он постарался – и у него
получилось.
И кем мы будем тогда, если лицемерно покажем нашему старому герою
средний палец? Правильно. Махровыми самовлюбленными шовинистами…
- Вернулся, Дюк? Заходи, садись. Напитки в баре, девочки скоро будут. Поговорим и вспомним, а? Про то, как раньше…
Статья написана при участии Гоши Берлинского.
Плюсы: махровый шовинизм; девочки; какое-никакое разнообразие
геймплея; несколько удачных шуток; успешное провоцирование приступов
ностальгии. Минусы: устаревшая графика; ужасный дизайн локаций; несолидное аудио-сопровождение. Вердикт: предельно олдскульный шутер для ностальгирующих и сочувствующих.